ДОП для детей дошкольного возраста Нетрадиционные формы рисования и прикладного творчества

Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 209 (МАДОУ – детский сад № 209)

Принято:
Педагогическим советом
МАДОУ – детский сад № 209
Протокол № 2 от 09.12.2021 г

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ – детский
сад № 209
/О.В. Ступак/
Приказ № 126 от 14.12.2021г.

«Нетрадиционные формы рисования и прикладного творчества»
дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;
срок реализации
2 года;
художественная направленность

Автор – составитель: Матвиенко Н.В.,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2021

1. Комплекс основных характеристик
1. 1. Пояснительная записка
«Нетрадиционные формы рисования и прикладного творчества»:
дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
(нормативный срок освоения 2 года) по развитию творческих способностей детей
дошкольного возраста (далее – Программа) разработана в соответствии:
• с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
(далее ФЗ № 273).
• «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования» (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155/
Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. № 30384).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
• Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» ( вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально
–
психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации дополнительного образования детей» (далее СанПиН).
Направленность программы: Программа студии «Нетрадиционные формы
рисования и прикладное творчество» имеет художественную направленность.
Актуальность: Рисование является одним из важных средств познания мира
и развития знаний эстетического восприятия, так как с самостоятельной и

творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические
эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя ребенок
развивает определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета; Развиваются специальные
умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного
мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Поэтому,
возникает необходимость использовать такие техники рисования, которые не
требуют от ребенка профессионального изображения предметов. Одной из таких
техник является нетрадиционная техника рисования.
Используя нетрадиционную технику рисования, дети не боятся ошибиться, так
как из ошибки легко можно придумать что-то новое. Благодаря этому ребенок
обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и
начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а
вместе с тем и желание рисовать. Ребенок получает тот результат, который
вызывает у него радость, изумление, удивление.
Соответственно использование нетрадиционной техники рисования развивает
не только графические умения, мелкую моторику, творческое воображение,
мыслительные операции, но и формирует у ребенка устойчивую мотивацию к
рисованию и веру в собственный успех.
Отличительные особенности общеразвивающей программы: В системе
работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые
материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся
деятельность направлена на развитие у дошкольников художественнотворческих
способностей.
Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой
заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная
радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может
превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных
материалов.
Адресат: общеразвивающая программа разработана для детей 4-7 лет. Число
детей, одновременно находящихся в группе от 5 до 10 человек.
Краткая характеристика обучающихся:

Возрастные особенности детей 3-5 лет:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже
меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности –
заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем
близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и
сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые
ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как
они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу.
Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность
стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя
недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое
мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий
может порождать самые разнообразные страхи.
Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они
видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их
познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или
занимательной игре.

Возрастные особенности детей 5-6 лет: 5-6 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из
частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о
цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый
и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут
быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей,
иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме
изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов
прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников
отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационномелодическая ориентация музыкального восприятия.
Возрастные особенности детей 6-7 лет: Образы из окружающей жизни и
литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной

деятельности,
становятся
сложнее.
Рисунки
приобретают
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

более

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки
обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может
быть украшена различными деталями.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.)
Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Продолжительность одного учебного года по плану: 72 часа;
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы -144 часа.
Срок освоения: 9 месяцев: сентябрь – май.
Уровневость: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: Программа предполагает очную форму обучения. Также
программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы
обучающихся, как: фронтальная, групповая.
Виды занятий: практическое занятие, мастер – класс, открытое занятие.
Формы подведения результатов: беседа, презентация, практическое занятие,
открытые занятия.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы:
Основная цель программы: Развивать творческие способности, фантазию,
воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в
различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:
Обучающая:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования и прикладного творчества с использованием различных
изобразительных материалов.
Развивающая:
Развивать детское творчество и воображение путем создания творческих
ситуаций в художественно изобразительной деятельности, умение
ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательная:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения
понимать и создавать художественные образы.
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный (тематический) план 1 год обучения:
№
Название раздела,
Количество часов
Форма
аттестации
темы
всего
теория
практ
п/п
ика
/контроля
1. Техника безопасности.
0,5
0,5
опрос
1
Вводное занятие.
2
Нетрадиционные
32
8
24
техники рисования:
2.1. Рисование пальчиками
6
1
5
творческая работа
2.2. Рисование
палочками

5

1

4

творческая
работа

2.3. Монотипия пейзажная

2

1

1

творческая работа

2.4. Отпечатки листьев

5

1

4

творческая работа

2.5. Оттиск
смятой
бумагой
2.6 Тычок
жесткой
полусухой кистью
2.7. Печать по трафарету

3

1

2

творческая работа

4

1

3

творческая работа

3

1

2

творческая работа

2.8. Рисование ладошкой

4

1

3

творческая работа

29

3

26

3

ватными

Прикладное творчество

3.1. Аппликация

12

1

11

творческая работа

3.2. Конструирование
из бумаги
3.3 Лепка

5

1

4

творческая работа

12

1

11

творческая работа

10

1

9

72

12,5

59,5

4

Традиционные техники
рисования
Всего

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1 года обучения:
1. Техника безопасности. Вводное занятие. (1 ч.)
Теория: Техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год.
Правила работы с художественными материалами, правила поведения в аудитории
и во время учебного процесса.
Практика: Игра на знакомство «Расскажи мне о себе»
2.Нетрадиционные техники рисования. (32 ч.):
2.1. Рисование пальчиками.
Теория: Знакомство техникой рисования пальчиками. Правила работы при
рисовании в технике рисования пальчиками.
Практика: Создание серии
творческих
работ
в
технике
«рисование пальчиками». Шаблон, работа в цвете.
2.2. Рисование ватными палочками.
Теория: Знакомство техникой рисования ватными палочками. Правила работы при
рисовании в технике рисования ватными палочками.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «пуантилизм». Шаблон,
работа в цвете.
2.3. Монотипия пейзажная.
Теория: Знакомство с понятиями «монотипия пейзажная». Правила сгиба листа
для правильного изображения. Правила работы в технике «монотипия пейзажная».
Практика: Создание творческой работы в технике «монотипия пейзажная».
Работа цветовыми пятнами. Построение изображений.
2. 4.Отпечатки листьев.
Теория: Знакомство с техникой печати и создания отпечатков листьев. Правила
работы в технике.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «отпечатки листьев».
Работа цветовыми пятнами. Построение изображений.
2.5. Оттиск смятой бумагой.
Теория: Знакомство со способами рисования смятой бумагой.
Практика: Выполнение серии работ в цвете в технике оттиск смятой бумагой.
2.6. Тычок жесткой полусухой кистью.

Теория: Знакомство с понятиями «Тычок», «Жесткая кисть». Знакомство со
способами работы гуашью.
Практика: Создание серии рисунков в технике «Тычок жесткой полусухой
кистью». Шаблон, работа в цвете.
2.7. Печать по трафарету.
Теория: Знакомство с техникой печати по трафарету. Правила работы в технике.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «печать по трафарету».
Построение композиции.
2.8. Рисование ладошкой
Теория: Знакомство техникой рисования ладошкой. Правила работы при
рисовании в технике рисования ладошкой.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «рисование ладошкой».
Карандашный набросок ладошки. Работа в цвете.
3. Прикладное творчество (29ч.):
3.1. Аппликация. (12 часов)
Теория. Что такое аппликация. Ее виды. Материалы необходимые для работы.
Демонстрация готовых работ в данной технике.
Практика. Подбор эскизов и материалов для работы. Изготовление работ в
технике аппликация.
3.2. Конструирование из бумаги (5 час)
Теория. Бумага. Как она появилась. Оригами. История возникновения данной
техники. Бумагопластика. Необходимые материалы. Демонстрация готовых работ.
Практика. Изготовление полуобъемных и объемных работ из бумаги.
3.3. Лепка (12 часов)
Теория. История возникновения данной техники. Материалы которые могут
быть использованы. Демонстрация готовых работ Практика. Изготовление
работ в данной технике.
4. Традиционные техники. (10 ч.)
Теория: Ребенок знакомится всеми традиционными методами рисования, учится
пользоваться разными кистями, знакомится с цветовой гаммой, учится смешивать
краски.
Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного искусства,
знакомство со знаменитыми художниками разных временных периодов и их
творчеством. Создание серии рисунков в традиционных техниках рисования:
графика, живопись. Карандашный набросок, работа в цвете.

№
п/п

2.3. Учебный (тематический) план 2 год обучения:
Название раздела,
Количество часов
темы
практ
все
теори
я
го
ика

Форма
аттестации
/контроля

1.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6
2.7.
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1.
3.2.
3.3
4

Техника безопасности.
Вводное занятие.
Нетрадиционные
техники рисования:
Рисование пальчиками
Рисование ватными
палочками
Монотипия пейзажная
Отпечатки листьев
Оттиск смятой бумагой
Тычок жесткой
полусухой кистью
Рисование ладошкой
Восковые мелки
+
акварель
Набрызг
Кляксография
с
трубочкой
Рисование с солью
Пластилинография
Прикладное творчество
Аппликация
Конструирование из
бумаги
Лепка
Традиционные техники
рисования
Всего

опрос

1

0,5

0,5

38

12

26

3
3

1
1

2
2

творческая работа
творческая работа

3
3
3

1
1
1

2
2
2

творческая работа
творческая работа
творческая работа

4

1

3

творческая работа

3
2

1
1

2
1

творческая работа
творческая работа

3
3

1
1

2
2

творческая работа
творческая работа

2
6
23

1
1
3

1
5
20

творческая работа
творческая работа
творческая работа

9
5

1
1

8
4

творческая работа
творческая работа

9
10

1
1

8
9

творческая работа
творческая работа

72

16,5

55,5

2.4. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения:
1. Техника безопасности. Вводное занятие. (1 ч.)
Теория: Техника безопасности. Знакомство с группой. Постановка целей на год.
Правила работы с художественными материалами, правила поведения в аудитории
и во время учебного процесса.
Практика: Игра на знакомство «Расскажи мне о себе»
2.Нетрадиционные техники рисования. (38ч.):
2.1. Рисование пальчиками.
Теория: Знакомство техникой рисования пальчиками. Правила работы при
рисовании в технике рисования пальчиками.

Практика: Создание серии
творческих
работ
в
технике
«рисование пальчиками». Шаблон, работа в цвете.
2.2. Рисование ватными палочками.
Теория: Знакомство техникой рисования ватными палочками. Правила работы при
рисовании в технике рисования ватными палочками.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «пуантилизм». Шаблон,
работа в цвете.
2. 3.Монотипия пейзажная.
Теория: Знакомство с понятиями «монотипия пейзажная». Правила сгиба листа
для правильного изображения. Правила работы в технике «монотипия пейзажная».
Практика: Создание творческой работы в технике «монотипия пейзажная».
Работа цветовыми пятнами. Построение изображений.
2.4. Отпечатки листьев.
Теория: Знакомство с техникой печати и создания отпечатков листьев. Правила
работы в технике.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «отпечатки листьев».
Работа цветовыми пятнами. Построение изображений.
2. 5.Оттиск смятой бумагой.
Теория: Знакомство со способами рисования смятой бумагой.
Практика: Выполнение серии работ в цвете в технике оттиск смятой бумагой.
2.6 Тычок жесткой полусухой кистью.
Теория: Знакомство с понятиями «Тычок», «Жесткая кисть». Знакомство со
способами работы гуашью.
Практика: Создание серии рисунков в технике «Тычок жесткой полусухой
кистью».
2.7 Рисование ладошкой
Теория: Знакомство техникой рисования ладошкой. Правила работы при
рисовании в технике рисования ладошкой.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «рисование ладошкой».
Карандашный набросок ладошки. Работа в цвете.
2.8 Восковые мелки + акварель
Теория: Знакомство со смешанной техникой «восковые мелки и акварель».
Практика: Создание в смешанной технике «восковыми мелками и акварелью».
Карандашный набросок, работа в цвете.
2.9 Набрызг
Теория: Знакомство с техникой рисования «набрызг». Правила работы в технике
«набрызг».
Практика: Создание творческой работы в технике «набрызг».
2.10 Кляксография с трубочкой.

Теория: Знакомство с техникой рисования «кляксография». Работа цветовыми
пятнами.
Практика: Создание серии творческих работ в технике «кляксография». Работа
цветовыми пятнами. Построение изображений.
2.11 Рисование солью
Теория: Знакомство с техникой рисования «солью».
Практика: Создание творческой работы в технике «рисование солью».
2.12 Пластилинография
Теория: Знакомство с техникой «пластилинография»,способами рисования
пластилином. Алгоритмом работы в технике. Практика: Создание творческой
работы в технике.
3. Прикладное творчество (23ч.):
3.1. Аппликация. (9 часов)
Теория. Что такое аппликация. Ее виды. Материалы необходимые для работы.
Демонстрация готовых работ в данной технике.
Практика. Подбор эскизов и материалов для работы. Изготовление работ в
технике аппликация.
3.2. Конструирование из бумаги (5 час)
Теория. Бумага. Как она появилась. Оригами. История возникновения данной
техники. Бумагопластика. Необходимые материалы. Демонстрация готовых
работ. Практика. Изготовление полуобъемных и объемных работ из бумаги. 3.3.
Лепка (9 часов)
Теория. История возникновения данной техники. Материалы которые
могут быть использованы. Демонстрация готовых работ Практика.
Изготовление работ в данной технике.
4. Традиционные техники. (10 ч.)
Теория: Ребенок знакомится всеми традиционными методами рисования, учится
пользоваться разными кистями, знакомится с цветовой гаммой, учится смешивать
краски.
Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного искусства,
знакомство со знаменитыми художниками разных временных периодов и их
творчеством. Создание серии рисунков в традиционных техниках рисования:
графика, живопись. Карандашный набросок, работа в цвете.
2.5. Планируемые результаты освоения программы
Личностные: 1. Будет повышена мотивации к занятиям по
изобразительному творчеству.
2. Будет развит эстетический вкус.

3. Будет развито чувство принадлежности к образовательному учреждению,
своей стране.
Метапредметные:
1. Будет развито умение рационально использовать время, выстраивать
осознанную деятельность для получения продуктивного результата.
2. Будут развита творческая инициативность и самостоятельность при решении
учебных задач.
3. Будут развиты навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметные 1.Освоены
знания
художественных материалов,
нетрадиционных художественных техник, приемов.
2.
Освоены знания о различных жанрах изобразительного искусства.
3.
Сформированы умения использовать различные материалы.
4.
Освоен «изобразительный язык» (основные понятия- линия и пятно,
цветовые и тональные отношения, форма и объем, композиционные построения и
т.д.).
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками,
столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Индивидуальны й ученический комплект
1. Краски: акварель, гуашь
2. Карандаши: простые, цветные
3. Фломастеры, маркеры
4. Палитры: пластиковые
5. Точилки (резаки) для карандашей. 6. Стаканчики для воды
7. Ножницы, ластики.
8. Тряпочки для кистей.
9. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков,
цветная; цветной
картон. 10.
Восковые мелки.
11.Клей
12 Поролон

Информационное обеспечение:
фотоматериалы;

видеоматериалы;

Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного
образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Методическое обеспечение: При реализации программы используется:
разработки теоретических и практических занятий;
дидактические и наглядные материалы: схемы соединений деталей,
тематические иллюстрации, учебные пособия, видеоролики.
3.2. Формы аттестации/контроля
Критерии оценки.
Для оценки знаний и практических умений проводится входной контроль
Промежуточный контроль (1 полугодие), итоговый контроль (в конце учебного
года) проводятся для оценки качества усвоения пройденного материала
программы. Форма проведения – выполнение творческой работы по заданной
теме.
На каждом занятии обучающимся даются различные задания в игровой форме
с привлечением наглядных материалов по изучаемой теме, а последовательный
метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный
материал повторяется в той или иной форме. Оценка теоретических знаний
проводится по трём уровням: «Высокий» - хорошее знание терминов, видов
инструментов, техник аппликативных работ и т.д.
«Средний» - вызывает затруднения в названии терминов, видов инструментов,
техник аппликативных работ и т.д.
«Минимальный» - не может назвать без помощи педагога.
Практическая работа оценивается по следующим критериям:
• Качество выполнения отдельных элементов;
• Качество и аккуратность готовой работы;
• Самостоятельность выполнения работы;
Оценка практического задания проводится также по 3 уровням: «Высокий» 3балла; «Средний» - 2 балла; «Низкий» - 1 балл.

4. Список литературы:
1. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной
деятельности ребёнка [Текст] / Н. В. Бутенко. - Челябинск : Цицеро, 2013. – 66с.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство»,
Дубосарскй Е. Д. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е. Д. Д у б о с а р с к и й – Р

3. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие художники»,
Стырова Е. Ю. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е.Ю. Стырова. – Режим д о с т у
па
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ [Текст]: пособие для
воспитателей и родителей/ А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2007г. – 96с.
5. Петухова О.А. Экспериментирование в нетрадиционных техниках рисования и
аппликации с детьми дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие/ О. А.
Петухова ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", Инт
педагогики и психологии. - Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2014. - 74с 6. Г.Н.
Давыдова 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники.М.: Издательство Скрипторий,2003, 216. – 112 с
7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.
Демонстрационные картинки и конспекты занятий. – М.: Издательство Гном,2017. 48с.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет.
Демонстрационные картинки и конспекты занятий. – М.: Издательство Гном,2017. 48с.
9. Г.Н. Давыдова Пластилинография – 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2008. -96с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».