положение о логопедической помощи

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 209 (далее - Учреждение) на основании Распоряжения
Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г. № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
1.2. Положение регламентирует деятельность Учреждения в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи и трудности в
освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных)
(далее обучающиеся).
1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
✓ организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений у обучающихся;
✓ организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
✓ организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
✓ консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении
2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно
приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется
номенклатурой дел Учреждения. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не
менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц
расписанием Учреждения, исходя из:

учителей-логопедов

определяется

штатным

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 10 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого
педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся,
имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие
варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу
педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в
отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае
инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3.
Положения. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций
ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий
осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых
особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся,
нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта должностного лица, исполняющего обязанности
заведующего Учреждения (далее - заведующий) при наличии личного заявления
родителей (законных представителей).
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.

2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная
деятельность осуществляется через организацию:
✓ индивидуального и группового консультирования родителей
представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения;

(законных

✓ информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а
также дети инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного
образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной
основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических
занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом),
определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий).
3.4. Организация логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в
форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания развивающей предметно-пространственной среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 3 до 4-х лет не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников
с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования – не более 10 человек; 2)
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) - не более 12 человек.

Приложение № 1
Документация Учреждения при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
Заведующему МАДОУ детского сада № 29 Ступак О.В.
. от ______________________________________
представителя)

(Ф.И.О.

родителя

(законного

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической
диагностики
обучающегося
Я___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным
представителем)
или
законным
представителем
(нужное
подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю
согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. «______»__________
20____ г. /___________/ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение № 3 Заведующему МАДОУ детского сада № 209 Ступак О.В.. от
______________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя)
Заявление
Я____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным
представителем)
или
законным
представителем
(нужное
подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу

организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психологопедагогического
консилиума/
учителя-логопеда
(нужное
подчеркнуть).
«______»__________ 20____ г. /___________/ _______________________ (подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
✓ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
✓ образовательная программа (полное наименование);
✓ особенности организации образования: 1. в группе; 2. группа: общеразвивающей
направленности, компенсирующей направленности; 3. на дому; 4. в медицинской
организации; 5. в форме семейного образования.
✓ факты, способные повлиять на поведение ребенка и освоение образовательной
программы (в образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой
группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, обучение на дому, наличие частых, хронических заболеваний или
пропусков занятий и др.;
✓ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
✓ трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах
образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1.
Динамика освоения программного материала:
✓ учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
✓ для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную
вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная,

нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия). Вывод об имеющихся признаках
нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к специалистам
логопедической службы. Приложения к характеристике (результаты мониторинга
освоения
образовательной
программы
и
другое).
«___»__________20
г
/_______________/__________________________
Учитель-логопед,
принявший
обращение:
_____________________________________________________________________________
___
(указать
ФИО,
должность)
Результат
обращения:
_____________________________________________________________________________
____
_____________________________________________________________________________
_____
«_____»___________
20____
г.
/________________
/___________________________________

Приложение № 5 Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется
размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения
дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать
рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих
занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным
зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования
учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».