ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья в ДОУ»
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада № 209(далее - ДОУ) в целях реализации
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ,
ч.1 ст. 15, ст. 5, ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-Ф3, Указа президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки», приказа
Минобрнауки России № 1309 от 09.11.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и № 1399 от 02.12.2015 г.
«Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) Министерства образования и науки
РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых на них услуг в сфере образования».
1.2. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями
травм
или
дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты». Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие
затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой
информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением
здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и
т.п.).
1.3.
Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления
наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или
любой, иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на
получение образования и воспитания и социальной адаптации в условиях ДОУ.
1.4.
Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками ДОУ.
1.5.
В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят инструктаж и
обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ
объектов и услуг.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не
поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять
данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда
собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в
лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы,
которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять
разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени для
формирования высказывания. Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным
лицом займет больше времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо
предложить использовать другой способ общения: взрослому, посетившему ДОУ написать, напечатать; ребѐнку - показать жестами.
3.3.
Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из
того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый
человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4.
Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет
много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное
зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении.
При
встрече
с
лицом,
имеющим
нарушение
зрения,
сотрудник
должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В первую
очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна ли ему
помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь,
следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на
объекте ДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения
отказалось от помощи в сопровождении по объекту ДОУ. при этом сотрудник заметил, что
указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на
нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о
наличии на объекте ДОУ информационных табличек, изготовленных с использованием
шрифта Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо кратко
описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов;
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды, собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует помнить,
что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением зрения. Если
сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного
лица на спинку стула или подлокотник.
При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо информации
сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все, воздержавшись
от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, не пропускать
редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с
нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если лицо
с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке
прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного восприятия
текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5.
Лица, имеющие нарушение слухи.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов
и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с
нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника
или сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с
нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь
возможность следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с
нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть
человека или же помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко
артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения, гак как данная группа лиц испытывает значительные затруднения в
восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать
несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с использованием
более простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник
сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для
восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом,
но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц возможно
использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения дня пояснения смысла
сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что
обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.