Положение о логопедической помощи

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 209 (далее - Учреждение) на основании Распоряжения
Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
1.2. Положение регламентирует деятельность Учреждения в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее
обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в
том числе адаптированных).
1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений у обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении
2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется номенклатурой дел Учреждения.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц
расписанием Учреждения, исходя из:

учителей-логопедов

определяется

штатным

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 –
12 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого
педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении

коррекционных занятий с учителем - логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
3) количество обучающихся, имеющих высокий риск возникновения речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем – логопедом Учреждения,
из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя – логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают:
 проведение общего срезового обследования обучающихся;
 обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников;
 углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего
признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта должностного лица, исполняющего обязанности заведующего
Учреждения (далее - заведующий) при наличии личного заявления родителей (законных
представителей).
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем - логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
✓индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения;
✓ информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а
также дети инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного
образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной
основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических
занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом),
определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого –
педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Учреждением.
3.4. Организация логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в
форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания развивающей предметно-пространственной среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не
более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) - не более 12 человек.
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с
программой психолого – педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Учреждением.

Приложение № 1
к Положению
Об оказании логопедической помощи
в МАДОУ – детском саду № 209

Документация Учреждения при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
к Положению
Об оказании логопедической помощи
в МАДОУ – детском саду № 209

Заведующему МАДОУ детского сада № 209
Ступак О.В.
от _______________________
(Ф.И.О. родителя (законного
представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося

Я___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным
представителем) или законным представителем (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«______»__________ 20____ г. /___________/ _______________________ (подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3
к Положению
Об оказании логопедической помощи
в МАДОУ – детском саду № 209
Заведующему МАДОУ детского сада № 209 Ступак О.В.
от _________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Заявление
Я____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_____________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) или законным представителем (нужное
подчеркнуть)

_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психологопедагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

«______»__________ 20____ г. /___________/ _______________________ (подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 4
к Положению
Об оказании логопедической помощи
в МАДОУ – детском саду № 209
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
✓ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
✓ образовательная программа (полное наименование);
✓ особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности;
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования.
✓ факты, способные повлиять на поведение ребенка и освоение образовательной
программы (в образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой
группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, обучение на дому, наличие частых, хронических заболеваний или
пропусков занятий и др.;
✓ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
✓ трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
✓ учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
✓ для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную
вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество

деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (результаты мониторинга освоения образовательной
программы и другое).
«___»__________20 г /_______________/__________________________

Учитель-логопед, принявший обращение:
_____________________________________________________________________________
(указать ФИО, должность)

Результат обращения:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

«_____»___________ 20____ г. /_______________/___________________________________

Приложение № 5
к Положению
Об оказании логопедической помощи
в МАДОУ – детском саду № 209

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.