ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №209 (МАДОУ – детский сад № 209)
620146 г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 64 А
тел/факс 8(343)267-52-54 / 8(343)267-52-55 e-mail: mbdou209@mail.ru ОКПО89305850
ОГРН 108667101 ИНН 6671273039 КПП 667101001
Принято:
Педагогическим советом МАДОУ –
детский сад № 209
Протокол № 1 от 30.09.2023 г
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ – детский сад № 209
/О.В. Ступак/
Приказ № 85
от 01.09.2023.
«Риторика для малышей»
дополнительная общеразвивающая
программа
для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет;
срок реализации 2 год;
социально – гуманитарная направленность
Составитель: Барсукова Елена Каримуллаевна,
учитель-логопед
г. Екатеринбург, 2023
Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы .......................................................................................................................................................... 4
1.3. Содержание общеразвивающей Программы ........................................................................................................................... 5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы ................................................................................................................... 11
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ........................................................................... 12
2.1. Материально-техническое обеспечение программы ............................................................................................................. 12
2.2. Информационное обеспечение программы ............................................................................................................................ 12
2.3. Кадровое обеспечение программы .......................................................................................................................................... 13
2.4. Методические материалы......................................................................................................................................................... 13
2.5. Формы аттестации и контроля ................................................................................................................................................. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................................................................... 13
ПРИЛОЖЕНИЕ ………….…………………………………………………………………………………………………….…14
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Программа по социально-коммуникативному развитию в рамках кружка «Риторика для малышей» имеет социальногуманитарноую направленность.
Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры
общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего
возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать,
попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д.
Дошкольный возраст –это сенситивный период развития речи. Целесообразно именно в дошкольном возрасте начать
квалифицированное обучение риторике.
Актуальностью Программы как одной из важных социальных задач, является формирование будущего гражданина
России, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями,
знакомого с основами общественной культуры, обладающего широкими разнообразными представлениями об
окружающем мире, воспитать чувство гордости и уважения к родному языку.
Программа является значимой и актуальной, так как дошкольники испытывают трудности в организации различных
видов речевой деятельности, культуры речевого поведения. Программа является открытой, что позволяет варьировать
количество часов на прохождение отдельных тем в зависимости от уровня развития детей, качественного состава группы
и усвоения программы ребенка в целом. Программа по риторике дополняет образовательную программу ДОУ. Программа
позволяет познакомить с нормами русского литературного языка, развить качество голоса; дикцию, темп речи, дыхание,
сформировывать умение излагать свои мысли последовательно, уметь убеждать, отстаивать свою точку зрения.
Отличительные особенности: Программа разработана на основе программы Курцевой З.И. Ты – словечко, я –
словечко. Программа по риторике призвана как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого
поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать
положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.
Адресат: дети 5-7 -летнего возраста. Занятия в группе от 5 до 10 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по возрастным подгруппам, по 30 мин,
Объем программы: 144 занятия.
Срок освоения: 2 года.
Форма обучения: подгрупповая.
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать
переутомления дошкольников. Обязательный элемент занятий – пальчиковая, дыхательная гимнастика, артикуляционная
и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса,
его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи,
усвоению норм литературного языка.
Виды занятий: беседа, инсценировка, практическое занятие. На занятиях используются различные наглядные
средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (аудиозаписи, видео, сказкаи, литературные
произведениями, детские песни), сигнальные карточки. Все тематические занятия снабжены иллюстративными
материалами для работы.
Формы подведения результатов: Подведение результатов проводится в форме беседы и практического занятия по
пройденной теме. В начале и в конце года проводится диагностическое обследование.
1.2. Цели и задачи программы.
Главной целью программы «Риторика для малышей» является обучение детей общению в речевых ситуациях или
обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Задачи программы «Риторика для малышей»:
Образовательные:
1.Учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника
как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться, к слову, с
которым мы обращаемся к собеседнику;
2.Учить разрешать психологические моменты, возникающие при общении ребенка с собеседником в разных речевых
ситуациях;
2. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
Развивающие:
1.Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
2.Развивать понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики,
телодвижений, интонации.
3. Развивать у дошкольников осознанное отношение к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных
ценностей;
4.Развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания; Воспитательные:
- Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
- Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
1.3. Содержание Программы
1 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации/
контроля
1. Азбука общения
1.1.
«Знакомьтесь!»
2
1
1
Диагностика
1.2.
«Что такое общение?»
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
1.3. «Для чего люди общаются?»
1.4.
«Общение бывает разным»
2
1
1
Беседа
1.5.
«Устное общение»
2
1
1
Инсценировка
1.6.
«Говорит она беззвучно…»
2
1
1
Беседа
1.7.
«Письменное общение»
2
1
1
Беседа
1.8.
«Можно ли общаться без
2
1
1
Практическое занятие
слов?».
1.9.
«Человек без друзей, что
дерево без корней».
2
1
1
Игра
2. Речевой этикет
«Зачем быть вежливым?».
2
1
1
Беседа
2.2.
«От улыбки стало всем
светлей…».
2
1
1
Беседа
2.3.
«Здравствуйте».
2
1
1
Беседа
2.4.
«До свидания».
2
1
1
Беседа
2.5.
«Что? Кому? Зачем? Как?»
3
1
2
Беседа
2.6.
«Что? Кому? Зачем? Как?
Твой голос».
3
1
2
Беседа
2.7.
«Благодарность».
2
1
1
Беседа
2.8.
«Как обратиться с
просьбой?».
3
1
2
Инсценировка
2.8.
«В магазине».
2
1
1
Инсценировка
2.10.
«Не забудь извиниться».
2
1
1
Инсценировка
2.11.
«Алло! Алло!».
2
1
1
Инсценировка
2.12.
«Ты – слушатель».
3
1
2
Инсценировка
2.13.
«Какой ты слушатель?».
3
1
2
Практическое занятие
2.1.
2.14.
«Правила общения».
2
1
1
Беседа
2.15.
«День рождения только раз в
году».
2
1
1
Инсценировка
2.16.
«Ты – зритель».
2
1
1
Практическое занятие
«Слово не воробей, вылетит
– не поймаешь».
2
1
1
Беседа
2.17.
3. Техника речи
3.1.
«Поспешишь – людей
насмешишь!».
3
0
3
Практическое занятие
3.2.
«Не сломай язык».
3
0
3
Практическое занятие
3.3.
«Тихо или громко?».
2
1
2
Практическое занятие
3.4.
«Каким тоном?».
3
1
2
Практическое занятие
3.5.
«Играем и вспоминаем».
4
0
4
Практическое занятие,
открытое занятие;
диагностика.
Содержание учебного плана
1.Раздел «Общение»
1. 1.«Знакомьтесь!»
Теория: Что такое общение? Знакомство с героем, тетрадью и условными обозначениями. Практика:
Поиск и отгадывание условных обозначений, ответы на вопросы.
1.2. «Что такое общение?»
Теория: Каналы для общения. Доброжелательное отношение. Общение с животными.
Практика: Работа по тетради- анализ рисунков. Анализ текста из сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». 1.3.
«Для чего люди общаются?»
Теория: Коммуникативные цели.
Практика: Работа по тетради (с. 3) – анализ рисунков (цели общения). Рассказ из собственного опыта.
1.4. «Общение бывает разным»
Теория: Виды общения: контактное – дистантное, устное – письменное. Посредники общения. Визуальный контакт.
Практика: Речевая ситуация: сообщение. Коммуникативная игра « Путешествие».
1.5. «Устное общение»
Теория: Органы речи. Собеседники.
Практика: Дыхательные упражнения. Чистоговорки.
1.6. «Говорит она беззвучно…»
Теория: Книга в жизни человека. Наскальная живопись. Летописец.
Практика: Выставка, чтение книг. Монолог «любимая книга».
1.7. «Письменное общение»
Теория: Письменное общение. Картинки. Символы.
Практика: Разгадывание ребусов. Рисунок.
1.8. «Можно ли общаться без слов?».
Теория: Невербальные средства общения (мимика. жесты, телодвижения). Эмоциональное состояние собеседника.
Практика: Игры «объясни без слов», «зеркало». Изготовление масок.
1.9. «Человек без друзей, что дерево без корней».
Теория: Почему без друзей плохо. Друзья – животные.
Практика: Анализ песни «Когда мои друзья со мной». Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
2. Раздел «Речевой этикет»
2.1. «Зачем быть вежливым?».
Теория: Вежливость. Искренность. Волшебные слова.
Практика: Разыгрывание диалога в парах. Анализ диалога.
2.2. «От улыбки стало всем светлей…».
Теория: Хорошее настроение. Доброе расположение. Контакт.
Практика: Артикуляционные упражнения улыбка – грусть. Анализ видеозаписи. Выступление с монологом из
собственного опыта.
2.3. «Здравствуйте».
Теория: Адресат и выбор вежливого слова. Вежливые фразеологизмы.
Практика: Речевые ситуации. Инсценировки.
2.4. «До свидания».
Теория: Адресат и выбор вежливого слова. Вежливые фразеологизмы.
Практика: Анализ фрагмента сказки Г.- Х. Андерсона «Гадкий утенок». Речевые ситуации.
2.5. «Что? Кому? Зачем? Как?»
Теория: Адресат и цель общения. Доброжелательная интонация.
Практика: Работа в тетради (с. 16). Анализ аудиозаписи. Разыгрывание речевой ситуации.
2.6. «Что? Кому? Зачем? Как? Твой голос».
Теория: Доброжелательная интонация. Просьба, совет, утешение.
Практика: Работа в тетради (с. 17). Монолог из собственного опыта.
2.7. «Благодарность».
Теория: Адресат и выбор вежливого слова.
Практика: Речевой практикум. Изготовление открытки.
2.8. «Как обратиться с просьбой?».
Теория: Вежливое обращение с просьбой к собеседнику.
Практика: Анализ фрагмента сказки «Гуси- лебеди», «Рыбак и рыбка», «Морозко», «Буратино». Монолог из
собственного опыта. Инсценировка речевой ситуации в парах.
2.9. «В магазине».
Теория: Поведение. Помощь. Покупка.
Практика: Инсценировки и речевые ситуации.
2.10. «Не забудь извиниться».
Теория: Речевые формулы при извинении. Чувство вины.
Практика: Работа в тетради (с. 42). Речевая ситуация – работа в парах. Рисунок «изобрази свое настроение».
2.11. «Алло! Алло!».
Теория: Вежливый ответ на телефонный звонок. Разговор с незнакомцем.
Практика: Речевая ситуация и ее анализ. Анализ видеофрагмента.
2.12. «Ты – слушатель». Теория: Слушатель. Активное участие в диалоге.
Практика: Чистоговорки. Работа в тетради (с. 46). Разгадывание поговорки. Упражнение «Запомни и назови».
Упражнения в слушании собеседника.
2.13. «Какой ты слушатель?». Теория: Словесная реакция.
Практика: Работа в тетради (с. 48 – 49). Игра «Внимательный ли ты слушатель».
2.14. «Правила общения». Теория: Вежливость, внимательность, доброжелательность, искренность.
Практика: Анализ фрагмента сказки Ш. Перро «Подарки феи». Речевая ситуация – работа в парах.
2.15. «День рождения только раз в году».
Теория: Поведение. Поздравление. Пожелания. Практика:
Инсценировки. Игра «продолжи фразу».
2.16. «Ты – зритель». Теория: Правила поведения в театре. Зрительская культура.
Практика: Инсценировка стихотворения А. Барто «Занят зритель молодой». Разгадывание кроссворда. Речевая
ситуация.
2.17. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Теория: Могущество слова.
Практика: Дикционные упражнения. Разгадывание поговорки. Речевая ситуация. Обсуждение проблемных картин.
3. Раздел «Техника речи»
3.1. «Поспешишь – людей насмешишь!».
Теория: Темп речи. Дикция.
Практика: Дыхательные упражнения. Дикционные упражнения.
3.2. «Не сломай язык».
Теория: Сложные слова.
Практика: Дыхательные упражнения. Дикционные упражнения. Чистоговорки. Скороговорки.
3.3. «Тихо или громко?».
Теория: Громкость и речевая ситуация.
Практика: Дыхательные упражнения. Дикционные упражнения. Управление голосом.
3.4. «Каким тоном?».
Теория: Интонация. Тон. Темп. Речевые жанры.
Практика: Анализ фрагмента произведения К. И. Чуковского «Муха – Цекотуха». Работа в тетради (с. 26).
Выразительное чтение.
3.5. «Играем и вспоминаем».
Теория: Повторение изученных тем.
Практика: Дыхательные упражнения. Дикционные упражнения. Управление голосом. Речевые ситуации.
Инсценировки. Выразительное чтение. Выступления.
Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию
коммуникативных, риторических умений и навыков. Практический раздел курса направлен на действия, которые
способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа,
а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания
единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
2 год обучения
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
К концу года дети должны обладать следующими умениями и навыками, выражающимися в результатах:
Метапредметные результаты:
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Личностные результаты:
— Сформированность готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других
видах деятельности; Предметные результаты:
— Умение составлять рассказы по картине;
— Пересказывать услышанный текст;
— Освоить некоторые упражнения по технике речи;
— Высказываться на тему из личного опыта;
— Находить точные, образные слова для выражения своих мыслей и чувств;
— Рассуждать, последовательно выражать свои мысли словами;
— Внимательно слушать собеседника;
— Вести диалоги в различных бытовых ситуациях и строить собственные короткие тексты для различных
результатов и в разных риторических жанрах;
— Правильно задавать вопросы и содержательно отвечать на них; —
Фантазировать.
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью детей,
как в процессе деятельности, так и в творческих событиях, беседы, диагностика в конце года.
—
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Компьютер, колонки;
—
Записи с русскими народными сказками, детскими песенками;
—
Подборка информационной литературы по темам занятий;
—
Тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок;
—
Подбор картинок;
—
—
—
—
—
Наборы игрушек, сказочных героев;
Детали костюмов и атрибуты для этюдов и драматизаций;
Индивидуальные зеркала;
Массажные мячики, су – джок;
Дыхательные тренажеры, ветерки, мыльные пузыри.
2.2. Информационное обеспечение программы
Медиатека: цифровой демонстрационный материал, разработки заданий и упражнений в виде видео – ситуаций
речевого общения, изображений «проблемных картин».
Фонотека: музыкальные произведения, аудиозаписи речевых ситуаций для анализа. Используются интернет –
ресурсы: «Youtube», «www.pngegg.com».
2.3. Кадровое обеспечение программы
Программу реализует учитель - логопед первой категории Никулина Александра Николаевна, образование – высшее,
стаж педагогической деятельности 2 года.
2.4. Методические материалы
— Методическое пособие Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет
/под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М. Издателство Школьный дом, 2013.
— Конспекты занятий; сценарии сценок, этюды, развлечений.
—
Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных
картинок) — Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.
— Детские песни, потешки;
2.5. Формы аттестации и контроля
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью
обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того
проводятся беседы и практические занятия по пройденным темам, что является тестированием на предмет развития
творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др. В начале и конце года проводится диагностика
по следующим критериям: умение составлять рассказы по картине, пересказывать услышанный текст, высказываться на
тему из личного опыта, находить точные, образные слова для выражения своих мыслей и чувств, рассуждать,
последовательно выражать свои мысли словами, вести диалоги в различных бытовых ситуациях, знание и применение на
практике правил общения, умение слушать, работать в коллективе, договариваться. Диагностическая таблица
представлена в приложении.
1.
2.
3.
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
Ельцова О.М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.
Иванова Н.В. Азбука этикета: 33 правила хорошего тона. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет /под ред. Т.А.
Ладыженской.
– 2-е изд., перераб. – М. Издателство Школьный дом, 2013.
5. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить - М. Издательский центр «Вентана-Граф»,2003.
6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия
развития. Академия К., 2008.
Приложение.
№ Фамилия, Рассказ Пересказ Личный Подбор Последовательность Диалог Правила Умение Коллективная Дикция,
имя
опыт
слов
общения слушать
работа
артикуляция
п/п
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г.
к.г.
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровен
Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)